Понятия со словосочетанием «история технологии»
История технологии — история развития технологий, или история совершенствования методов, процессов и материалов, используемых в различных отраслях деятельности человека, а также история научного описания способов технического производства.
Связанные понятия
Книгове́дение — комплексная наука о книге и книжном деле, изучающая процессы создания, распространения и использования произведений письменности и печати в обществе.
Биографика — прикладная междисциплинарная наука, интегрально включающая решение проблем, связанных с историографическими, источниковедческими, теоретическими и методическими аспектами изучения и формирования биографий личностей как исторически, политически, педагогически, эпистемологически и социально значимых, так и выполняющих второстепенную, вспомогательную роль в контексте трудов названной принадлежности.
Путеводитель по науке для разумного человека (англ. The Intelligent man's Guide to Science) — научно-популярная книга профессора биохимии Айзек Азимова посвящена истории развития и современности естественных наук. Впервые издана в 1960 году в двух томах. Один том посвящен физическим наукам, другой — биологическим.
Факси́миле (от лат. fac simile — букв. «делай подобное») — воспроизведение любого графического оригинала — рукописи, рисунка, чертежа, гравюры, подписи, монограммы, — передающее его вполне точно, со всеми подробностями.
Эста́мп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп как произведение тиражной графики обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический приём размножения...
Визуальная культура (англ. Visual culture) — это академическое поле исследования, которое обычно включает в себя некоторые комбинации культурологии, истории искусства, критической теории, философии, антропологии, и фокусируется на зрительных образах. Нужно отметить, что сама по себе визуальная культура постепенно становится доминирующей формой культуры как таковой.
Структура научных революций (англ. The Structure of Scientific Revolutions) (1962) — книга Томаса Куна, представляющая собой анализ истории науки. Её публикация стала значительным событием в социологии знаний, ввела в обиход термины парадигма и смена парадигм.
Онтоинженер или
инженер по знаниям (англ. knowledge engineer; синонимы: инженер знаний, когнитолог, специалист по ИИ) — специалист по искусственному интеллекту, проектирующий и создающий экспертную систему. Обычно инженер по знаниям выступает в роли посредника между экспертом и базой знаний.
Кодикология (от лат. codex (родительный падеж codicis) — «книга» + греч. λόγος — «слово, наука») — вспомогательная историческая дисциплина, предмет которой — изучение рукописных книг.
Виртуальное искусство — термин, описывающий феномен виртуализации искусства в области технических средств массовой информации, возникших в конце 1980-х годов (в некоторых случаях немного раньше). Они включат в себя такие виды человеко-машинного интерфейса, как стереоскопические очки и экраны, цифровая живопись и скульптура, объёмный звук, перчатки и костюмы виртуальной реальности, датчики положения в пространстве, системы обратной связи и т. д. Поскольку виртуальное искусство охватывает широкую область...
Историко-географические информационные системы (также пишется как исторические ГИС или ЕБМС) — это географические информационные системы, которые могут отображать, хранить и анализировать данные прошлых географических эпох и отслеживать изменения во времени. Используются в истории, палеобиологии и её подразделах, геологии, палеоклиматологии и палеоокеанологии, археологии, средствах массовой информации и в деле массового просвещения. Имеется много доступных в сети открытых исторических ГИС-проектов...
Визуальный поворот (англ. Visual turn) — переход науки к изучению «визуальности», пришедшее на смену «лингвистическому повороту».
Нотово́дство — одновременно наука и искусство применения музыкальной нотации в практике нотопечатания.
Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Археоастроно́мия (др.-греч. ἀρχη — начало, αστρον — звезда и νόμος — закон) — наука, сформировавшаяся во второй половине XX века, предметом изучения которой служат астрономические представления людей древности. Она разделяется на собственно археоастрономию, изучающую археологические памятники и древние артефакты для поиска в них астрономического значения, и этноастрономию, раскрывающую космологические и космогонические представления древних по фольклорным и этнографическим данным, а также при изучении...
Культурная аналитика (англ. Cultural Analytics) — область исследований, которая занимается изучением больших объёмов культурных данных, используя для этого методы визуализации и вычисления. Объектом исследований являются как оцифрованные культурные артефакты, так и цифровой медиа-контент.
Хронология основных событий в истории фотографии. Изобретения и открытия, оказавшие наиболее сильное влияние на развитие технологии.
Популяриза́ция нау́ки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определённый уровень подготовленности для получения информации).
Технотро́нный докуме́нт — документ, созданный и (или) читаемый при помощи применения особых устройств и приспособлений.
Видеокни́га — литературно-художественное или научно-популярное произведение, сделанное в виде фильма и воспроизводимое с любого видеоносителя.
Искусствове́дение, искусствозна́ние — комплекс научных дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изобразительное, декоративно-прикладное и архитектуру). Многие специалисты склонны разделять понятия искусствоведения и искусствознания. Поэтому основной жанровой формой классического искусствоведения является всеобщая история искусств. В границах предмета этой научной дисциплины решаются задачи открытия, изучения, атрибуции, накопления и предварительной классификации произведений (так называемый...
Цифровая литература, «дигитальная литература» (от англ. digital — цифровой) — совокупность литературных произведений, созданных с использованием компьютерных технологий таким образом, что без этих технологий такое произведение существовать не может.
Микроминиатюра (микроискусство) — это направление в изобразительном искусстве, в котором работы изготавливаются, как правило, под микроскопом.
Научная журналистика — область журналистики, которая используется для создания информации на научные темы. В общем виде научная журналистика рассматривается как «перевод» научного исследования с научного языка на обыденный без искажения смысла. К научной журналистике также относят медицинскую и экологическую журналистику.
Визуáльная коммуникáция — вид общения, при котором передача информации происходит с помощью знаков, изображений, образов, инфографики и т. д. Данный вид коммуникации частично или целиком полагается на зрение.
Подробнее: Визуальная коммуникация
Универсальный человек, энциклопедист, полимат (polymathēs, греч. πολυμαθής), человек эпохи Возрождения (англ. Renaissance man) — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, а также индивид, добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям. Этот универсализм в самых ярких своих проявлениях подразумевает плодотворное сочетание разных или сразу нескольких гуманитарных и естественных наук...
Пранаука (Преднаука) — начальный этап становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока. Иногда начало пранауки отодвигается в первобытное общество. Пранаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач.
Компьютерное искусство (англ. Digital art), а также цифровое искусство, диджитальное искусство — направление в медиаискусстве, основанное на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме.
Чте́ние — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Одно из средств усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Представляет собой сложное взаимодействие между текстом и читателем, формируемое на основе предварительных знаний, опыта и отношения читателя с языковой общностью, обусловленное культурно и социально. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа. Каких-либо законов в чтении нет, читателя в чтении ничего не ограничивает...
Каталогизация в библиотечном деле — совокупность методов и процессов, являющиеся частью библиотечной обработки произведений печати — описания, классификации и предметизации, а также процессов и операций, входящих в организацию библиотечных каталогов; научная дисциплина, составная часть библиотековедения, изучающая историю, теорию, методику и практику организации библиотечных каталогов.
Иконология (от др.-греч. εικών — картина, и λόγος — учение) — наименование возникшего в 20-е — 30-е годы XX столетия исследовательского направления в истории искусств, являющегося дополнением к иконографии и изучающего символические аспекты какого-либо художественного произведения.
Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.
Интеллектуальная история — история интеллектуалов, то есть история людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Наукове́дение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, её структуры, динамики, взаимодействие и связь с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью; междисциплинарная область исследований, рассматривающих науку в широком социальном, историческом и философском контексте. Так называемая «наука о науке».
Цифровы́е гуманита́рные нау́ки (англ. Digital Humanities) — это область исследований, обучения и созидания, созданная на стыке компьютерных и гуманитарных наук. Цифровые гуманитарные науки предполагают использование оцифрованных материалов и материалов цифрового происхождения и объединяют методологии из традиционных гуманитарных наук (история, философия, лингвистика, литература, искусство, археология, музыка и т.д.) с компьютерными науками, предоставляя компьютерные инструменты и открывая новые возможности...
Источникове́дение — наука об исторических источниках как историко-культурных явлениях. Как особая научная дисциплина источниковедение оформилось в XIX в.
Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна.
«В мире науки и техники» — научно-популярная серия книг по разнообразным отраслям науки и техники, новым направлениям в их развитии. Книги представляют собой переводы работ ведущих зарубежных учёных и специалистов. Выпускалась издательством «Мир» (Редакция научно-популярной и научно-фантастической литературы; Москва) с 1965 до 1988 года. Благодаря качественному изложению материала многие выпуски представляют интерес для самообразования и сейчас.
Литературная теория (с греческого — наблюдение, исследование) — это отрасль литературоведения, которая научно осмысливает и обобщает закономерности, а также особенности развития художественного творчества, разрабатывает и систематизирует литературные понятия. Она может быть разделена на два вида...
Этносемиотика — междисциплинарная наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (знаковые процессы) различных этносов.
Картове́дение — раздел картографии; отрасль науки, техники и производства, что охватывает изучение, создание и использование картографических произведений, а также историю картографии.
Музыкальная палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний, старинный греч. γράφειν — писать) — прикладная научная дисциплина, направленная на изучение старинных (рукописных и старопечатных) памятников музыкальной нотации. Музыкальной палеографией, требующей междисциплинарного подхода, занимаются в равной мере филологи и музыковеды. Музыкальная палеография изучает западноевропейские невмы, древнерусские крюки, армянские хазы и другие старинные нотации с целью их современной интерпретации.
Астроно́м (в речи профессионалов встречается также старое ударение астро́ном) — учёный, специализирующийся в области астрономии.
Фотокритика — область художественного творчества на грани искусства (художественной фотографии) и науки о искусстве (искусствоведение).
Революция в науке — период возникновения современной науки во время раннего нового времени, когда открытия в таких областях науки, как математика, физика, астрономия, биология (включая анатомию) и химия, коренным образом изменили взгляды на природу и общество. Согласно традиционным представлениям, революция в науке началась в Европе ближе к концу эпохи Возрождения и продолжалась вплоть до конца XVIII века, повлияв на такие интеллектуальные движения, как эпоха Просвещения. В то время как нет однозначного...
Ханс Моравек (англ. Hans Moravec; род. 30 ноября 1948, Каутцен, Австрия) — адъюнкт-преподаватель Института робототехники при Университете Карнеги — Меллон. Известен своими работами в области робототехники, искусственного интеллекта и писательской деятельностью на тему влияния технологий. Моравек также известен как футуролог, и многие его публикации сфокусированы на трансгуманизме.
Медленное чтение — это намеренное снижение скорости чтения, цель которого — улучшение понимания текста или получение удовольствия. Метод медленного чтения позволяет более полно понять и оценить сложный текст при изучении философии и литературы. Однако в последнее время наблюдается повышенный интерес к медленному чтению как направлению в рамках медленного движения.